Социальный педагог

консультация для родителей.

формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. 

Одной из основных задач этого учебного года, над которой работает педагогический коллектив нашего ДОУ, является — формирование у воспитанников осознанного отношения к нормам морали через практику взаимодействия с окружающими людьми.

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к ненужным конфликтам.

Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.

Контакты со сверстниками приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь с взрослыми.

По данным ряда психолого – педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли в общении, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В этом возрасте происходит уже как бы разделение детей на популярных и непопулярных. Популярные пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям эмоций: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению.

Для их предотвращения необходимо обучать детей межличностному общению со сверстниками.

Основными критериями становления межличностного общения детей со сверстниками являются:

— желание вступать в контакт;

— умение общаться (управлять своим поведением, влиять на  собеседника,          организовывать общение);

— знать нормы и правила, которым необходимо следовать при                                      общении с окружающими.

Правила поведения взрослых в процессе общения с детьми.

1.Дайте понять вашему ребёнку, что вы принимаете его таким, как он

есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый             любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я люблю тебя любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

 

2.Помните, что каждое Ваше слово, мимика, интонации,жесты, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь». И только тогда ребёнок будет способен видеть, принимать, и уважать вас.

 

3.Обратите своё внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

 

4.Прежде чем начать общаться с ребёнком постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза.

 

5.В общении с ребёнком уделяйте большое внимание неречевому общению, например, вместо того, чтобы категорично сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

Сказать, ничего не говоря, — это высочайшее искусство воспитания.

 

6.Старайтесь высказывать своё отношение к поведению ребёнка без лишних нравоучений и объяснений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему: «Ваня, Ванечка, Ванюшка, сынок, сын…»

 

7.Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчёркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите и не подчёркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

 

  1. Не говорите ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяют их поведение. Сказав: «Дурачок ты мой» — исправьтесь: «В тебе всё прекрасно!», сказав: «Бог накажет тебя» исправьтесь: «Бог любит тебя» и т.д.

 

9.В общении с ребёнком помните, что ребёнок имеет право голоса в решении какой — либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимать решение только сами. Например, вместо фразы: «Не твоего ума дело…», скажите: «Как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твоё мнение всем интересно»

 

10.Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.

 

11.Не допускайте, чтобы ребёнок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил», «Расскажи мне, что с тобой…»

 

12.Используйте в общении с ребёнком разнообразные речевые формулы (прощание, приветствия, благодарности). Не  забывайте утром поприветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их лёгкими прикосновениями. Обязательно благодарите ребёнка за оказанную услугу,  даже если она не очень большая.

 

13.Старайтесь адекватно реагировать на проступки детей:

—  постарайтесь понять ребёнка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий? Спросите  его о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания;

— оценивайте не личность ребёнка, а его действия, которые он совершил.

— дайте понять ребёнку, что независимо от проступка, вы к нему относитесь положительно. Например: «Сынок, я тебя по-прежнему люблю, но сейчас ты поступил некрасиво»;

14.Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребёнка: «Я сейчас занят(а)», «Сколько раз тебе говорила!»; «Вечно ты во всё лезешь», «Что бы ты без меня делал», «Это надо делать не так».

 

15.Для того, чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

— барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

— барьер взрослости (вы не чувствуете переживание ребёнка, не понимаете его потребности);

— барьер воспитательных традиций (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

— барьер дидактизма (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

 

16.Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей.

— для развития у ребёнка умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам».

— если ребёнок забывает говорить речевые этикетные формулы ( приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом, например: «на мой взгляд, ты забыл сказать что-то важное».

— для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите ребёнку игровую ситуацию «Давайте говорить друг другу комплименты»

Комментарии запрещены.